воскресенье, 17 августа 2014 г.

Наша малая Родина - УРАЛ!




Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил, 
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
— Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!

П. Воронько


Страна малахита 

Уральские горы

По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
(В. Степанов)

На Урале 

Не бывали на Урале?

Жалко, если не бывали,
И не видели, к примеру,
Вы Кунгурскую пещеру,
Где блестит на стенах лед
И не тает круглый год.

Сквозь кустов густую сень

Там течет река Ирень,
Извиваясь как змея.
По реке той плавал я.
И смотрело с берегов
Стадо сонное коров:

– И куда они плывут?

Ведь всего приятней тут.
Склоны гор в лесной клубнике,
Костянике, землянике,
А под соснами блестят
Шляпки желтые маслят.

А с горы кругом видна

Вся зеленая страна!
(Р. Алдонина)

Живу я в глубине России 

Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини, 
Горы – сини
И в синих отсветах металл.


Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.


Тайга, тайга…
Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!


По красоте,
По скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей,
Строже, может быть.


А может, здесь она моложе…
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – всё то же.
И доброта,
И песни те ж!


И лица те же, что в Рязани,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани –
В Урале Русь отражена!
(Л. Татьяничева)

Урал 

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
(Л. Татьяничева)

  ***
Интересно, знают дети,
что такое самоцветы?
На Урале, проживая,
знают дети или нет,
что волшебным называют
каждый камень самоцвет.
Тот, кто любит аметист,
дружбе верен, сердцем чист.
Кто силач и богатырь,
носит камешек – сапфир.
Кто секрет хранить умеет,
кто таинственно молчит,
тот всегда понять сумеет
камень ящерок и змеек –
темноглазый малахит.
Самоцветный камень красный,
будто ломтик ветчины,
это главный камень - яшма -
сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор -
красота Уральских гор,
будто в чаше, в этой яшме
воды чистые озер.
На закат похож гранат,
на восход похож агат,
эти камни в ожерельях
силу солнышка таят...
На Урале самоцветы,
самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом
ты немножко тоже знал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий